1946-1954 гг. |
1954-1977 гг. |
1977-1990 гг. |
1991-2000 гг. |
В настоящее время институт осуществляет не только обучение по основным образовательным программам бакалавриата и специалитета, профессиональную переподготовку и повышение квалификации, довузовское обучение, но и ведет научные исследования в области педагогики, психологии, лингвистики, филологии. В институте созданы все условия для качественного ведения учебного процесса и активной внеучебной деятельности.
Быть студентом Лесосибирского педагогического института почетно! Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение отвечает всем требованиям современного высшего образования.
Директор института Л.Н. Храмова
Институт в годы Великой Отечественной войны
Я.С.Лурье - доцент, зав.кафедрой всеобщей истории, вел курс истории СССР.
М.Н.Ботвинник - исполняющий обязанности доцента, вел курс Древней истории.
А.С.Нагаев - завуч и преподаватель истории Древних веков.
А.И.Малютина - исполняющая обязанности доцента и заведующая кафедрой русского языка и литературы.
А.П.Симакова - исполняющая обязанности доцента кафедры педагогики.
Г.Г.Тобиас - исполняющий обязанности доцента кафедры русского языка.
В.Э.Либенталь- преподаватель иностранного (немецкого) языка.
А.П.Прохорик - директор института, вел курс основ марксизма-ленинизма.
А.М.Карманов - старший преподаватель военного дела.
Ю.И.Курган, исполняющий обязанности доцента кафедры всеобщей истории..
Институту в период Великой Отечественной войны приходилось испытывать значительные трудности с набором студентов. Если в 1941- 42 учебном году по плану намечалось принять на 1 курс 60 человек, то приняли лишь 25. В 1942- 43 учебном году из 60 человек приняли - 43; в 1943-44 учебном году приняли - 36 человек, что также ниже плана. В 1944-45 учебном году предусматривалось принять 90 человек, приняли 20. И это несмотря на большие усилия руководства и преподавателей. В районной и краевой печати публиковались объявления о наборе и условия приема. Во все средние школы края, а также в районные и городские отделы образования направлялись письма, сотрудники института командировались в районы с целью нового набора.
Кроме того, низкая по сравнению с предыдущими годами успеваемость студентов на первом курсе в 1944-45 учебном году была и в связи с объединением двух отделений в одно, историко-филологическое, что привело к многопредметности и к увеличению учебной нагрузки.
В 1944-45 учебном году преподавателем педагогических дисциплин была назначена В.Г.Бугрова. Вакантными оставались должности старшего преподавателя основ марксизма-ленинизма, физики, математики, всеобщей истории.
В военно-оборонительных мероприятиях принимал участие весь коллектив института. Был оборудован военный кабинет, тир, спортплощадка, военно-гимнастический городок, имелось 24 винтовки, 3 ручных пулемета, учебные гранаты, лыжи и другое оборудование. В ноябре 1941 г. из населения города был организован специальный батальон, в состав которого отдельным взводом входил и коллектив института. Преподаватели-мужчины и студенты-юноши изучали военное дело по программе всеобуча. Женщины ходили в кружки ПВХО. Для прохождения программы военного обучения студентами института в 1943 г. была организована рота из двух взводов. Командиром роты был назначен преподаватель В.И.Карманов, командирами взводов - студенты Малютин и Пахряев. Студенты-девушки изучали санитарное дело. Проводились военно-тактические игры (в них участвовали все преподаватели и студенты), в зимнее время проходили профсоюзно-комсомольские кроссы. Зимой 1943 г. 80% участников кросса сдали установленные нормы; 55% студентов сдали нормы на значок "Ворошиловский стрелок"; 35 студенток (из 50) стали сандружинницами. Учебный план ПВО в 1943 г. выполнен полностью. Посещаемость военно-спортивных занятий была 100%. С 1943-44 учебного года в институте была организована военно-физкультурная кафедра. Зав. кафедрой был назначен гвардии майор М.Г.Борисов, старшим преподавателем - старший лейтенант В.И.Уткин. В течение 1944-45 учебного года кафедра подготовила 22 значкиста ГТО 1-й ступени, 56 значкистов ПВХО, 58 значкистов ГСО, провела военно-тактическую игру с призывниками города. В 1945 г. кафедрой был проведен лагерный сбор учащихся средних школ нескольких районов. Коллектив Енисейского учительского института в первый же год войны откликнулся на призыв партии и правительства к народу об оказании помощи фронту. В 1941-42 учебном году было собрано для бойцов Красной Армии теплых вещей на сумму 3500 рублей, сдано облигаций госзайма на 1300 рублей, сдано в фонд обороны билетов денежно-вещевой лотереи на 2790 рублей, собрано других средств на различные оборонные нужды на 1500 рублей. Кроме того, ежемесячно отчислялся однодневный заработок в фонд обороны. В следующем учебном году коллектив института собрал денег и вещей на сумму более 10 тысяч рублей. Эти средства шли для организации танковой колонны, на помощь эвакуированным. В 1943-44 учебном году был проведен платный литературно-художественный вечер. Средства от него были переданы в фонд оказания помощи семьям фронтовиков. 3500 рублей было собрано на постройку танковой колонны. Часть преподавателей и студентов принимали участие в боях на фронтах Отечественной войны. Преподаватель А.С.Нагаев (после декан историко-филологического факультета) сражался в рядах РККА с июня 1942 г. по май 1943 г., после ранения вернулся и продолжал работать в институте. Директор института А.П.Прохорик был на фронте с октября 1941 г. по май 1942 г. На фронт ушли бухгалтер П.М.Заборцев, конюх А.Е.Мариловцев, преподаватель сельхоздела Г.Р.Гайер, бухгалтер Н.И.Хорышев, студенты Фомин, Беляев, Кузовенко, Галиулин и многие другие. Таким образом, жизнь небольшого коллектива Енисейского учительского института наглядно отражает жизнь всей страны в эти грозные годы.
Открытие Енисейского учительского института, как указывалось выше, было вызвано острой потребностью в педагогических кадрах в связи с постепенным переходом к всеобщему семилетнему образованию. При стопроцентном выполнении плана набора предполагалось за 6 первых лет выпустить из института примерно 390 учителей семилетних школ, что дало возможность открыть около 30 новых школ. Осуществлению этого плана помешала война. За пять лет было выпущено 113 человек.
Книга приказов по институту того времени... Часто приказы писали от руки, на каких-то случайных клочках бумаги, на обороте старых канцелярских бланков. И содержание этих документов, и лексика отражают суровое время, суровый быт. Вот некоторые из них не требующие особых комментариев.
"Освободить от платы за обучение следующих студентов: Малютина, Пахряева, Павлова, Сидоренко - как участников ВОВ".
"В соответствии с принятыми обязательствами каждому студенту, рабочему и служащему напилить 5 кубометров дров приказываю: зав. хозяйством обеспечить инвентарем для работы и вместе со старостами составить график работы ".
1.Конуркина Ивана Георгиевича от обязанностей пасечника
освободить и назначить рыболовом. Обязать т. Конуркина сдать в
течение сезона в столовую института не менее 10 центнеров рыбы.
2. За май-июнь - 300 кг, июль - 200 кг, сентябрь - 150 кг, октябрь
- 100 кг, ноябрь-декабрь - 50.
3. Бухгалтерии с 15 мая произвести оплату Конуркину согласно сданной рыбе по следующим ценам: мелочь - 1,5 руб., крупная белая рыба - 4 руб., красная - 6 руб.
4. Выдать хлебную карточку по категории рыбаков.
За безответственное отношение к своим обязанностям бригадиру Иванову объявляю выговор.
Напоминаю всем студентам, что затяжка уборки сена влечет задержку их на работе ".
"Ввиду того, что срочно необходимо выкатать дрова из реки Енисей, приказываю:
1. С 2 часов дня выйти на работу для выкатки дров всем студентам, преподавателям, служащим и рабочим.
2. 22 числа организуется воскресник по выкатке и распиловке дров. Сбор в 9 часов утра ".
Енисейский учительский институт в 1946-1954 гг.
К 1950 г. работали кабинеты основ марксизма-ленинизма, педагогики, всеобщей истории, русского языка и литературы. Уделялось большое внимание приобретению оборудования и наглядных пособий. В первые послевоенные годы институт испытывал трудности с комплектованием педагогических кадров. В 1946-47 учебном году не было одного преподавателя всеобщей истории, выбыл единственный преподаватель языковедческих дисциплин Г.Г.Тобиас, уехавший на работу в Эстонию, был отстранен преподаватель истории Полосухин как профессиональннепригодный. Штатное расписание этих лет предусматривало 13 человек преподавательского состава. Оставалась недоукомплектованной на одну единицу кафедра физики и математики. В должности профессора кафедры физики и математики был утвержден ссыльный физик-теоретик Ю.Б.Румер, который проработал на кафедре физики с сентября 1949 по январь1950 г. Все преподаватели имели большую учебную нагрузку, тем не менее целенаправленно занимались повышением квалификации. В 1949 г. была прикомандирована к Московскому областному педагогическому институту для работы над кандидатской диссертацией старший преподаватель кафедры русского языка и литературы А.И.Малютина. Она первая в институте защитила кандидатскую диссертацию "Сибирские рассказы Короленко и их народно¬поэтическая основа". В эти первые послевоенные годы А.С.Нагаев, З.В.Стефанская, К.Н.Давыдова, В.И.Яцеев подготовились к сдаче кандидатских экзаменов и позднее успешно их сдали.
Много внимания уделялось в указанный период подготовке и сдаче кандидатских экзаменов. В 1951 -52 учебном году все кандидатские экзамены сдали: преподаватель истории А.С.Нагаев, старший преподаватель физики Ю.А.Старикин. В 1952-53 учебном году закончили сдачу кандидатских экзаменов директор института И.А.Киселев и В.И.Яцеев. С февраля 1954 г. И.А.Киселев. находился в годичной аспирантуре при Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ. Заместитель директора В.И.Яцеев был прикреплен к Западно-Сибирскому филиалу АН СССР для подготовки диссертации по высшей математике.
1.Усиление идейно-политической направленности в преподавании;
2. Методика лекционной работы в институте;
3.Методика проведения семинарских занятий по гуманитарным дисциплинам.
Спортивная работа в институте была нацелена на подготовку значкистов ГТО 1 и 2 ступеней, студентов-разрядников. Работали секции: легкоатлетическая, гимнастическая, акробатическая, лыжная, стрелковая, волейбольная, городошников, шахматная. Развитию спорта мешали недостаточное количество спортинвентаря, отсутствие нормального спортивного зала. Весной и летом студенты занимались на спортплощадке института и городском стадионе. В 1951 -52 учебном году в институте было 150 значкистов и разрядников. Значительное число студентов являлось членами ДСО "Искра". Ежегодно проходили внутриинститутские соревнования по волейболу, настольному теннису, по стрельбе, по лыжам, шахматам. Спортсмены института принимали активное участие в городских и районных соревнованиях. В районном лыжном кроссе 1954 г. мужская команда заняла 1 место, женская -2. В 1951 г. коллектив института был награжден переходящим Красным знаменем Краевого Совета ДСО "Искра" и денежной премией в размере 3000 рублей. В 1952 г. институту присудили 1 место по ДСО "Искра" и преходящее Красное знамя этого общества. Студенты института проводили занятия в физкультурных кружках базовой школы (Усков, Заборцев, Рукосуев, Реутов и др.).
Характерен приказ по институту от 5 мая 1948 г. "Зав. подсобным хозяйством Комеников плохо подготовился к весенней посевной кампании: плуги не отремонтированы, семена не отсортированы, картофель не прояровизирован. Рабочих распустил, учет работы отсутствует, выход на работу и уход с работы не отмечается и работа ежедневно не принимается. Дирекция института неоднократно делала замечания и указывала на недостатки в работе подсобного хозяйства. Если не будет наведен порядок в работе подсобного хозяйства, то успешное проведение сева не будет осуществлено. В целях налаживания работы и проведения успешного сева приказываю:
1. Наладить учет работы, систематически вести учет входа на работу и ухода с работы.
2. Завести тетрадь учета работы и ежедневно принимать работу.
3. Проверять пахоту и боронование и ежедневно отмечать количество и качество работы, не допуская огрехов.
4. Вывезти весь навоз, пригодный для удобрения, на поля, непригодный для удобрения соломенный навоз сложить в скирды для перегара.
5. Для удобрения использовать золу как с печей, так и
сжигания веток на покосах.
6. При посадке картофеля навоз загребать в борозды.
7. Для огородов использовать навоз, хорошо перегоревший.
8. При поделке парников землю
просеять и использовать только хорошую землю - чернозем.
9. Отсортировать семена и прогревать перед посевом на
солнце в хорошую погоду.
10. Для учета работы счетоводу т.Яковлевой выехать сроком с 15 по 20 мая на заимку".
Кто издал приказ? Председатель колхоза, агроном? Ведь так предписаны и расписаны все необходимые агротехнические мероприятия.Нет, приказ издал директор учительского института. Из этого документа видно, каким тяжелым было время. Надо было жить, работать, учиться. Речь шла о питании, о жизни преподавателей, сотрудников. Поэтому в архиве этого периода - военных и первых послевоенных годов – почти половина приказов о подсобном хозяйстве, о его работе. Этот участок – в поле пристального внимания руководства. Особенно весной, летом, осенью.Нельзя не сказать и о том, что волна репрессий в предвоенные, военные и послевоенные годы выплеснула и в Енисейск немало людей, часть из которых работала в учительском институте. Почти все работники подсобного хозяйства был ссыльными. Высланными были преподаватели Ю.Б.Руммер, Г.Г.Тобиас, гл. бухгалтер А.В.Евлахов.
Енисейский педагогический институт в 1954-1977 гг.
В 1961 г. при институте была открыта Станция наблюдений за искусственными спутниками Земли. Возглавил ее бывший выпускник института ст. преподаватель кафедры физики В.А.Воротников. Работы на станции велись по следующим направлениям:
- Разработка методов прогнозирования пролетов ИСЗ.
- Разработка и исследование новых высокоточных методов наблюдения ИСЗ.
-
Фотометрические наблюдения.
- 8 апреля 1962 г. Гаврилов наблюдал комету Секи-Лайнеса 1962С, открытую 4 февраля 1962 г. в Токио;
- 24 июля 1975г. В.И.Харевич наблюдал комету Кобояси-Бергера-Милона и 3 апреля1974г. – комету Бредфилда 1974В(6)
- в августе 1982 г. М.И.Харевич наблюдал комету Остина (5).
По журналам наблюдений за 25 лет работы, которые хранятся на станции, в числе активных наблюдателей В.А.Воротников, П.М.Першин, Т.Я.Дроздов, В.В.Беккер, В.И.Харевич, И.М.Гнездилов, С.И.Никитин, В.Е.Селицкий. Кроме них принимали участие в работе станции многие студенты. По материалам наблюдений студенты выполняли научную работу, выступали на студенческих конференциях в Енисейске, [Лесосибирске, Красноярске, Абакане, Новосибирске. Руководители станции проводили просветительскую работу по распространению астрономических знаний среди учащейся молодежи и населения г. Енисейска, Лесосибирска и прилегающих районов Красноярского края. (Справка составлена доцентом П.М.Першиным)
В.А.Воротников после окончания в 1958 г. физико-математического факультета Енисейского (ныне Лесосибирского) пединститута работал на кафедре физики сначала ассистентом, а с 1961 г. старшим преподавателем. С 1961 по 1984 гг. В.А.Воротников - начальник станции оптических наблюдений искусственных спутников Земли. Благодаря его усилиям станция много лет являлась одной из лучших в стране. С результатами собственных наблюдений он выступал на научных конференциях, опубликовал несколько статей. Работа его в этой области неоднократно отмечалась грамотами и благодарностями Астрономического Совета АН.
а) снизился средний возрастной уровень студентов (по сравнению с набором 1957 г. на 2,5 года). Выпускники школ помолодели, резко уменьшилось число производственников и отслуживших в Армии. Кроме того, большую роль играли в прошлом выпускники учительского института и педучилищ, люди достаточно зрелые, со сложившейся профессиональной направленностью;
б) снизилось качество подготовки выпускников школ, не стало конкурса;
в) произошли изменения в педагогическом составе, ушли многие квалифицированные, опытные преподаватели;
г) негативным тенденциям способствовали слухи о свертывании института, неясность перспективы.
Поэтому усложнились условия работы, а требования возросли. Того, что было предпринято за последние годы (организован ФОП, ежегодные выставки "Чему мы можем научить учащихся", рабфак, СНО, Макаренковское общество, агитколлектив, вечера встреч первокурсников), оказалось недостаточно. Стали устаревать формы организации самостоятельной работы студентов. На младших курсах ведение практических и семинарских было отдано на откуп молодым преподавателям. Студенты первых курсов не приучались к систематической самостоятельной работе, к высоким требованиям. Исправлять же положение дел на старших курсах было сложно. Понадобились активные консультации-собеседования, на которых необходимо было учить студентов самостоятельной работе. Большая работа в группах, общежитиях, глубокая заинтересованность жизнью студенческого коллектива была отличительной чертой коллектива. Сейчас многие кураторы не знают своих групп. Актуальным стал вопрос о совершенствовании студенческого самоуправления. Необходимо было чаще привлекать студентов на заседания кафедр советов факультетов и совета института. Не бояться присутствия студентов при обсуждении злободневных вопросов, того, что студенты не приучены к откровенному разговору с педколлективом. Необходимо было ставить студентов в позицию субъектов учебного процесса. Над решением этих задач коллектив работал в последующие годы.
Состав научно-педагогических кадров увеличивался и количественно и качественно. Однако этому мешала текучесть кадров. Так, за время существования института к 1970 г. защитил кандидатские диссертации 21 человек из работающих в вузе. За это же время выбыло из института в другие вузы 18 преподавателей с ученой степенью, вновь прибыло 10 человек, часть из которых также оставили институт.
Количество кафедр 1970г.-6. 1976г.-6.
Годы | Всего | Из них кандидатов наук, доцентов |
1955 г | 30 | 3 |
1960 г | 48 | 14 |
1973 г | 50 | 14 |
1976 г | 49 | 18 |
Годы | Количество |
с 1942 по 1947гг. | 122 чел. |
1948г. | 40 чел. |
1949г. | 45 чел. |
1950г. | 59 чел. |
1951г. | 55 чел. |
1952г. | 89 чел. |
1953г. | 116 чел. |
1954г. | 122 чел. |
1955г. | 25 чел. |
Год | Лит. фак. | Физ. мат. | всего |
1958г. | 52 | 54 | 106 чел. |
1959г. | 75 | 65 | 145 чел. |
1960г. | 62 | 60 | 124 чел. |
1961г. | 44 | 47 | 94 чел. |
1962г. | 48 | 52 | 103 чел. |
1963г. | 56+57 | 44 | 157 чел. |
1964г. | 64 | 47 | 116 чел. |
1965г. | 78 | 61 | 143 чел. |
1966г. | 90 | 53 | 143 чел. |
Итого 1127 чел.
ВЫПУСК студентов Енисейского государственного педагогического института с 1970 по1973гг.
годы | количество |
1970г. | 129 чел. |
1971г. | 187 чел. |
1972г. | 80 чел. |
1973г. | 117 чел |
Лесосибирский педагогический институт в 1977-1990 гг.
За короткие сроки был построен учебный корпус, дом для преподавателей и студентов. Все вопросы, связанные с переездом, оперативно решались руководством института, штабом. Активное участие в завершении строительства корпуса и дома принимали студенты, преподаватели и сотрудники института. Городские власти сделали все возможное, чтобы учебный год начался вовремя. Самоотверженно трудились строители. 1 сентября прозвенел первый звонок в Лесосибирском педагогическом институте. Основу нового коллектива составили высококвалифицированные педагоги и сотрудники, переехавшие из Енисейска: А.А.Малютина, Р.Т.Гриб, Н.В.Захарченко, К.Н.Давыдова, В.М.Кокшарова, К.А.Патюков, З.М.Патюкова, А.Н.Карпов, Д.А.Пономарев, И.И.Семенов, А.Д.Маснская, А.Н.Лупик, П.М.Першин, Т.С.Кулакова, В.А.Королева, В.А.Адольф, М.И.Москаленко, М.М.Жданова, В.С.Жданов, Р.А.Алеева, Л.Н.Чугайнова, В.В.Алябьев, С.П.Алябьева, В.И.Дудин, Е.А.Дудина, В.П.Карпова, Е.И.Семенова, Т.С.Сидорова, М.В.Першина, В.М.Кокшаров, А.М.Шалыгин, А.Д.Шалыгина, З.В.Стефанская, П.А.Пляскин, Л.А.Пляскина, В.А.Воротников, В.И.Макаров, Л.А.Макарова, А.Ф.Добрицкий, Т.Т.Ростова и др. Новые условия, более благоприятные и привлекательные, позволили пригласить по конкурсу опытных преподавателей из других вузов. В первые годы приехали Л.Н.Бадуленко, А.А.Емельяненко, В.Ф.Бехтерев, А.М.Щерба, Ю.В.Сенько, М.Г.Беккер, Н.М.Стародубцева, Е.А.Степочкин, А.И.Денисов, А.М.Петров и другие. Пожалуй, не было другого такого вуза, в котором бы преподаватель немедленно получал ключи от квартиры. В этом заслуга городских властей, которые на первых порах оказывали институту реальную помощь. В истории института 1977-1990 гг. - это период интенсивного развития, характеризующийся позитивными изменениями по всем направлениям жизнедеятельности. Велась большая работа по улучшению учебно-материальной базы. Оснащались учебные кабинеты и лаборатории, был организован кабинет ТСО, приобреталась современная вычислительная техника и компьютеры. Внедрялось учебное телевидение. За короткий период благодаря поддержке города и ударной работе строителей были введены в эксплуатацию два студенческих общежития (по 360 мест каждое) и столовая на 104 места. Все студенты были обеспечены местами в общежитии. Уже в 1977 г. был произведен набор на вновь открытую специальность "Педагогика и методика начального обучения". В 1978 г. было открыто заочное отделение. В этот период активно развивалось научное творчество преподавателей и студентов. Успешно защитили кандидатские диссертации преподаватели В.А.Адольф, М.Г.Беккер, А.А.Давлетшина, А.Н.Лупик, Л.А.Пляскина, В.СЛобарева, Н.М.Стародубцева, Т.А.Лузгина, А.М.Петров, А.Н.Карпов, В.И.Семенов, Е.В.Семенова, Л.С.Чистякова, Н.А.Кучерова. В 1988 г. в институте была защищена первая докторская диссертация. Специализированный Совет при МГПИ им.В.И.Ленина единогласно проголосовал за присуждение ученой степени доктора педагогических наук Ю.В.Сенько. Тема его диссертации - "Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения".Ю.В.Сенько после окончания в 1962 г. Барнаульского пединститутаработал учителем, зав. кабинетом института усовершенствования учителей. После обучения в аспирантуре МГПИ (научный руководитель - академик , АПН СССР И.Т.Огородников) - преподаватель кафедры педагогики Барнаульского пединститута. С1978 по 1990 гг. работал в Лесосибирском пединституте: доцентом, деканом факультета ПМНО, проректором по научной работе. В 1989 г. утвержден в звании профессора. Отличник народного просвещения. Награжден Почетной грамотой МП РСФСР. С 1990 г. - зав. кафедрой педагогики БГПУ. Избран членом-корреспондентом РАО.
С 1977 по 1990 гг. более 60 преподавателей приняли участие и успешно выступили с докладами на всесоюзных, республиканских, межвузовских научных конференциях, семинарах, совещаниях (Москва, Ленинград, Новосибирск, Волгоград, Куйбышев, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Омск, Хабаровск, Челябинск, Абакан). Все преподаватели раз в пятилетие проходили повышение квалификации через различные формы: факультеты повышения квалификации, стажировка в центральных вузах, заочная аспирантура, соискательство. Около 50 студентов ЛГПИ приняли участие в научных конференциях и олимпиадах (Москва, Тула, Новосибирск, Абакан, Красноярск, Улан-Удэ, Пенза, Саратов, Иркутск, Ростов-на-Дону). В 1987 г. команда Лесосибирского пединститута (Ю.Коробов, Е.Гудкова, З.Султанбекова, В.Дымко, руководитель ст. преподаватель П.М Першин) участвовала в зональной олимпиаде по информатике, которая состоялась в г.Улан-Удэ и завоевала первое место и кубок. Участвовали команды Красноярского, Иркутского, Бурятского, Абаканского, Читинского пединститутов, Иркутского и Красноярского университетов. Дружная и уверенная работа наших студентов позволила обогнать все команды. Впервые в 1984 г. студентом физико – математического факультета Овчинниковым Ф. был сделан доклад на XXII Всесоюзной научной конференции студентов под руководством ассистента кафедры математики Золожук П. А. На XXIII Всесоюзной научной конференции студентов в Новосибирске в 1985 г. так же приняли участие студентки физико– математического факультета Черевиченко О. и Мусатова М. под руководством П. А. Золожука .
В этот период студенты стали выполнять дипломные работы. Инициатором этой формы работы в ЛГПИ была зав. кафедрой литературы доцент Н.В.Захарченко. В 1983 г. за успехи в деле подготовки педагогических кадров решением Коллегии Министерства просвещения РСФСР и Президиума Республиканского комитета профсоюзов работников просвещения и высшей школы институту было присуждено переходящее Красное знамя и денежная премия. Продвижение в учебно-научной деятельности способствовало тому, что на базе ЛГПИ стали проводиться научные конференции, семинары, совещания (внутривузовские ежегодные конференции стали традиционными). В 1985 г. в ЛГПИ проходило заседание бюро зонального объединения математических кафедр, где выступили с докладами ученые из Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Новосибирска, Абакана, Бийска, Горно-Алтайска, Лесосибирска. В 1986 г. проведено Зональное совещание по заочному обучению.
Значительным событием для института была научно-практическая конференция "Психолого-педагогические проблемы формирования личности учителя", посвященная 50-летию института в 1990 г. "В течение четырех дней на борту дизель-электрохода "Ипполитов-Иванов" ученые из 18 городов страны обсуждали вопросы профессиональной и гражданской подготовки будущих педагогов. Тональность дискуссии была задана концептуальным выступлением члена-корреспондента АПН СССР В.А.Сластенина. Актуальными были выступления О.А.Абдуллиной (Москва), Л.А.Гомовей (Ленинград), Р.А.Майера (Красноярск), В.Н.Никитенко (Хабаровск), Ю.В.Сенько (Барнаул), Т.А.Ткачева (Красноярск), М.И.Шиловой (Красноярск), Ю.Е.Шабалина (Йошкар-Ола), Д.В.Яковлева (Владимир) и др. Мнения о профессиональной подготовке учителей высказали учителя Г.И.Талаленко (школа №15), А.И.Белецкая (школа №2). Студенты, присутствовавшие на конференции, не просто увидели "кухню" профессиональной подготовки, но и сами активно высказывались по наболевшим проблемам. Одновременно с конференцией на борту теплохода проходило заседание научно-методического совета по педагогическим проблемам при Государственном Комитете СССР по народному образованию под руководством В.А.Сластенина. Ученые из Москвы познакомили своих коллег из других городов с направлениями и содержанием работы совета, выступили с инициативой совместных исследований. Заседание совета еще раз подтвердило относительность понятия "периферийная наука" там, где речь идет об искреннем желании эффективного решения актуальных проблем подготовки учителя-профессионала, способного создать новую школу."(В.Адольф, Е.Семенова. Встреча единомышленников//3аря Енисея. 1990г. 18окт.).
Поколение студентов этих лет жили насыщенной, интересной жизнью. Внеучебная деятельность отличалась большой общественной значимостью. В течение сентября студенты ежегодно отправлялись на уборку урожая в Енисейский и Пировский районы (кроме первых и выпускных курсов). Это была самая организованная и сознательная категория среди всех привлекаемых на сельхозработы. Можно с уверенностью сказать, что весь урожай в этих районах проходил через руки студентов, которые работали в основном на переработке зерна на токах. О качестве работы свидетельствуют многочисленные Почетные грамоты, благодарственные письма колхозов, совхозов, руководства районов. Ежегодно формировались студенческие строительные отряды, деятельность которых также оценена высоко.Развивалась художественная самодеятельность. В городском Народном театре, который возглавлял Заслуженный работник культуры РСФСР В.И.Евстифеев, труппа в основном состояла из студентов и выпускников института. Ведущими актерами были супруги Александровы: Саша и Таня, окончившие наш институт. Татьяна Андреевна и сейчас работает старшим преподавателем кафедры ВМиИ.
70-80-е годы - период дальнейшего развития физкультуры и спорта в институте. Кафедра физвоспитания и спортивный клуб целенаправленно и увлеченно работали над тем, чтобы в спортивную жизнь вуза вовлекалось большинство студентов. Следует назвать сотрудников кафедры, добивавшихся заметных результатов в работе: В.В.Алябьев, Е.А.Степочкин, В.И.Дудин, В.С.Жданов, Н.И.Сапегина, О.В.Пиягина, А.П.Будковская. Впечатляют спортивные результаты и достижения этих лет. Спортивный клуб института - победитель краевых смотров-конкурсов по постановке самодеятельного туризма в 1986-1989 гг. Команда гандболистов - серебряный призер Кубка РСФСР в Г.Владимире в 1984 году, победитель зоны Сибири и Дальнего Востока в 1983 году. С.Паутов (физмат) стал победителем республиканских соревнований по легкой атлетике. Кроссмены ЛГПИ заняли 1 место среди вузов края на весеннем кроссе в Абакане в 1982 году. Чемпионами и призерами краевых зональных соревнований стали студенты Т.Сибогатова, И.Верно, С.Чечкова, В.Данцев, Д.Савинский, А.Кучин, И.Блинов, С.Суров, Л.Чубенидзе (зимнее многоборье ГТО, лыжные гонки). В студенческие годы началось восхождение к вершинам спортивной славы Мастера спорта СССР международного класса О.Мальцева. Он стал - победителем международных соревнований в Корее, ГДР, Франции, Италии, Финляндии. Чемпион мира среди студентов, обладатель кубка Европы по дзюдо. Мастером спорта СССР стал А.Фофанов (студент физмата). Он - победитель международных соревнований в Болгарии, Венгрии по военно-прикладному многоборью. По результатам опроса, проведенного журналом "Красная звезда", А.Фофанов призван лучшим спортсменом 1982 г. В ЛГПИ обучались мастера спорта СССР: В.Данцев (лыжные гонки), Э.Косинский (вольная борьба), О.Чапайкина (военно-прикладное многоборье), А.Клочан (военно-прикладное многоборье), О.Уланова (военно-прикладное многоборье), А.Ткаченко (дзюдо), С.Суров (лыжные гонки), Н.Баранов (самбо), Д.Лейше (самбо).
Даже простое перечисление событий с 1977 г., статистика результатов различных направлений деятельности вуза (учебный процесс, педагогические кадры, научная работа, повышение квалификации сотрудников, прием и выпуск) свидетельствует о динамике вуза, о положительных тенденциях, о большом учебном и научном потенциале коллектива, который отличали творчество, поиски эффективных современных путей совершенствования научного и учебно-воспитательного процесса. Идя в ногу со временем, институт наращивал свой потенциал. Педагогическая деятельность его выпускников в школах региона и края, как правило, получала высокую оценку органов народного образования. "Индекс приживаемости" выпускников по местам распределения был самым высоким в крае.
Парадоксальность ситуации была в следующем. Инспекторская проверка института Министерства просвещения СССР под председательством М.П.Глушко положительно оценила работу института. А через несколько лет, за которые все показатели улучшились, аттестационная комиссия Госкомитета по образованию игнорировала результаты этой проверки. Методологические подходы комиссии были в своей основе порочными: установка на закрытие небольших периферийных вузов. Проявился один из перестроечных недостатков: стремление "одним махом" перепрыгнуть из сегодняшнего состояния образования в идеальное завтрашнее, сразу достичь мировых стандартов. Комиссия не учитывала позитивные изменения в вузе последних лет. Так, например, за весь Енисейский период было направлено в целевую аспирантуру центральных вузов 7 человек, а в период с 1970 по 1990 гг. -25 молодых преподавателей. Комиссия проявила непонимание того, что значил институт для региона, школы которого в основном были укомплектованы его выпускниками, какое огромное влияние оказывает институт на духовно-культурный уровень города, региона. Не учитывался и социально-нравственный аспект: поколения сибиряков, живших в регионе, выстрадали, заслужили, чтобы здесь был свой институт. Конечно, в институте было немало проблем и трудностей, он отставал по показателям от центральных вузов. Но коллектив делал все возможное, чтобы этот разрыв уменьшался. Институт не был аттестован, как и большинство других вузов, подвергшихся проверке в тот период. Эту драматическую ситуацию коллектив пережил достойно. Вуз поддержали краевые власти, горком партии. В 1990 г. институт был преобразован в филиал Красноярского государственного университета. Это было началом качественно нового этапа в биографии вуза.
Научно-методический центр образования в регионе
( институт в 1991-2000гг.)
Роль научно-методического центра предполагает высокий авторитет вуза в глазах педагогической общественности, органов образования. Авторитет же определяется прежде всего качеством подготовки учителей, что, в свою очередь, связано с соответствующим уровнем организации учебно-научно-воспитательного процесса, квалификации научно-педагогических кадров, творческой атмосферой в коллективе, способностью коллектива транслировать инновационные подходы в педагогическую практику. Потенциал Лесосибирского пединститута достаточно высок. Подготовка специалистов в институте ведется по пяти специальностям: филология, математика, педагогика и методика начального обучения, психология, дошкольная педагогика и психология.
С учетом потребностей региона институт готовит учителей широкого профиля. На физико-математическом факультете ведется подготовка по следующим дополнительным специальностям и специализациям: физика, информатика, экономика; на факультете педагогики и методики начального образования -биология, математика, филология, иностранный, развивающее обучение, работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, физвоспитание; на факультете заочного обучения и повышения квалификации -логопедия, развивающее обучение.
В 1994 г. открыт бакалавриат по направлениям "математика" и "филология". По специальностям "психология" обучаются лица, получающие второе высшее образование. В 1996 г. в институте обучалось 1751 человек, в том числе 1114-по дневной форме обучения. 9% студентов обучались с полным возмещением затрат. В 2000 г. обучается 1996 студентов, в том числе 1187 - по дневной форме.В институте сформирован квалифицированный профессорско-преподавательский состав. На 1 сентября 1996 г. штатные должности были заняты 129 преподавателями, в том числе 4 профессорами и 39 кандидатами наук, доцентами. На 1 января 2000 г. - 138 преподавателями, из них 34 дипломированных специалиста. С 1991 по 2000 гг. утверждены в ученом звании профессора 4 преподавателя.
Защитили кандиданские диссертации Л.Л.Адольф, Л.И.Автушко, А.В.Бехтерев, Г.А.Вагапов, И.О.Гилева, О.А.Ефиц, Е.А.Казакова, Л.П.Ильченко, Л.Э.Лапшина, Н.Ф.Романцова, А.И.Шилов, В.Ю.Сенько. Имеют большой стаж работы в институте доценты А.Ф.Буршин, С.М.Дудина, старшие преподаватели Т.А.Александрова, А.П.Будковская, Н.В.Верас, В.А.Гаврилова, В.М.Денисова, О.В.Заборцева, Е.А.Казакова, О.А.Кашпур, В.А.Кирьянов, В.М.Кокшарова, Е.В.Коробейникова, Н.А.Кучерова, Г.С.Малинина, С.В.Митросенко, В.Г.Назарец, В.А.Новиков, Ф.В.Степанова, А.П.Шишмарева, Н.И.Штыпуляк, Е.Н.Яковлева,, ассистенты Л.Ф.Вельгаук, А.П.Петрова. Большую помощь в обеспечении учебно-воспитательного процесса оказывают зав. кабинетами, лаборанты, методисты, инженеры, административный персонал, работники АХЧ: З.Ф.Боровская, Т.В.Буршина,Е.М. Ерофеева, Ф.Н,Есипов, В.П.Карпова, Н.И.Карташева, Л.С.Карпова, М.Н.Кетова, Н.Н.Колосова, Л.Е.Конных, Т.М.Куимова, Р.П.Куртенко, Е.Н.Линенко, С.В.Манцев, В.М.Павлова, Н.К.Петкевичене, Н.К.Пименова, Н.И.Семенова, Л.Н.Старун,Т.Н.Трофимук,Т.Н.Февралева, М.С.Шакирова, В.Ф.Шамсутдинов, А.А.Эрдман.
В 1992 г. присвоено ученое звание профессора В.Ф.Бехтереву. В 1995 г. присвоено звание профессора Красноярского государственного университета М.Г.Беккеру. В институте началась подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру по специальностям "Общая педагогика", "Методика преподавания математики" и "Русский язык". Всего с 1991 по 2000 гг. в аспирантуру других вузов было направлено более 50 человек.
Основные направления научно-исследовательской работы в институте:
I. Теоретические основы подготовки профессионально компетентного учителя.
2. Методическое обеспечение непрерывной подготовки в комплексе "педучилище-пединститут".
3. Актуальные проблемы развития русской и зарубежной литературы.
4. Изучение флоры южной части Енисейского района.
5. Современные проблемы информатизации образования.
6. Научно-методическое обеспечение процесса подготовки профессионально компетентного учителя, где иностранный язык является важным компонентом общей и профессиональной культуры.
7. Научно-методические основы преподавания русского языка в средней и высшей школе.
8. Видеотехнология в непрерывной педагогической подготовке будущего учителя.
9. Преподавание дисциплин медико-биологического цикла.
10. Актуальные вопросы преподавания ИЗО и культуры родного края.
I1. Литература русского зарубежья.
12. Формирование социально активной личности в современных условиях.
Кафедры и психологическая лаборатория работают по единой научно-методической теме "Психолого-педагогические основы формирования профессионально компетентного учителя в условиях регионального образовательного пространства" (руководители - профессора В.А.Адольф и В.Ф.Бехтерев). По теме опубликована монография, 3 учебных пособия, выпущено 3 тематических сборника статей, ежегодно проводятся внутривузовские конференции. Зав. лабораторией психологии доцент Г.С.Пьянкова с группой преподавателей и студентов ведет исследования по проблеме "Развитие рефлексии в структуре интегральной индивидуальности учителя". Решением научного совета по проведению Всероссийского конкурса проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук 1997 года группе преподавателей и студентов, работающих под руководством Г.С.Пьянковой, присужден грант Министерства общего и профессионального образования РФ. Г.С.Пьянкова занимается наукой со студенческих лет. Еще обучаясь в Пермском пединституте, она получила медаль на конкурсе студенческих научных работ. Окончила аспирантуру при ПГПИ (научный руководитель - В.С.Мерлин). С 1979 г. работает в ЛГПИ ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, деканом, зав. кафедрой, зав. лабораторией психологии.
В институте ведется большая исследовательская работа по направлению "Телекоммуникативные системы в непрерывном педагогическом образовании" (руководитель В.И.Семенов"). В настоящее время нашла практическую реализацию одна из сторон этого направления - использование видеотехнологий в профессиональной подготовке студентов в педвузе. Создано более 20 учебных фильмов и видеосюжетов.
В институте стали традиционными научно-методические чтения, посвященные памяти профессора Р.Т.Гриб. В 2000 г. они проводились 5 раз. "Открывая чтения, в 1996 г. ректор В.А.Адольф сказал, что Раиса Тихоновна сочетала в своем лице ученого-лингвиста, методиста, организатора научных исследований на кафедре. Она была человеком, умеющим вселять оптимизм в окружающих ее людей, поддержать их в трудную минуту. Раису Тихоновну хорошо знали учителя Лесосибирска и Енисейского района, которым она в течение многих лет передавала свои знания и методический опыт. На чтениях выступили: доцент Т.А.Лузгина, зав. кафедрой риторики и стилистики Кемеровского университета, профессор ЛА.Араева, преподаватели О.А.Кирюшкина, Л.С.Безручко, З.М.Иванова, Ф.В.Степанова, Ю.Г.Гудым и Л.С.Шмульская. С докладами выступили 8 учителей школ" (З.М.Иванова//Заря Енисея. 1998г. 21 июля).
В 1998 г. было защищено две докторских диссертации: В.А.Адольфом и Б.Я.Шарифуллиным.Тема докторской диссертации В.А.Адольфа: "Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя". В.А.Адольф после окончания ЕГПИ в 1973 г. начал трудовую деятельность в институте, в котором работал 27 лет. Ассистент, старший преподаватель, проректор по научной работе, ректор, заведующий кафедрой - этапы биографии преподавателя. В 1996 году утвержден в звании профессора, избран академиком Академии информатизации образования. Автор более 80 научных работ. Тема докторской диссертации Б.Я.Шарифуллина "Проблемы этимологического изучения русской лексики Сибири: экспрессивный фонд языка". Б.Я.Шарифуллин окончил Новосибирский государственный университет в 1975 г. Обучался в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора К.А.Тимофеева. С1983 г. работает в ЛГПИ старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой, профессором. Член научного Совета по теории и практике речевого общения Красноярского научного центра Международной академии высшей школы, член редакционного совета Вестника Российской ассоциации "Речевое общение", член диссертационного совета при КрасГУ и КГПУ. Автор 50 научных работ.
Научно-исследовательская работа студентов нашла свое отражение в докладах и сообщениях на международных, региональных, краевых и внутривузовских конференциях. Получает развитие непрерывная подготовка преподавателей высшей квалификации от студента-дипломника, затем аспиранта до дипломированного преподавателя вуза. Ежегодно на протяжении 10 лет студенты Лесосибирского педагогического института участвуют в работе Международной научной конференции "Студент и научно-технический прогресс" (г. Новосибирск). Только в 2000 г. в работе очередной XXXVIIIМНСК приняло участие 14 человек. Работы студентов В.В.Конуркина "Компьютерная поддержка курса алгебры высказываний" (4 курс физико-математического факультета, научый руководитель доцент П.М.Першин) и С.В.Мамонтовой "Агрессивные жанры речевого общения в городе" (5 курс филологическогого факультета, научный руководитель профессор Б.Я.Шарифуллин) отмечены дипломами конференции. Своеобразным синтезом, результатом слияния учебной и научной работы студентов является подготовка дипломных работ. Председатели ГЭК и ГАК неизменно отмечают в своих отчетах возросший уровень дипломных сочинений, соответствие их тем тенденциям развития науки, духу времени. Уровень их отвечает требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Немало дипломных работ рекомендовано к публикации. Выпускники института демонстрируют готовность к самостоятельной работе и дальнейшему самообразованию, умение использовать приобретенные знания и исследовательскую методику в самостоятельном научном поиске.
В 1997 г. отметил 20-летний юбилей самый молодой факультет ЛПИКрасГУ - педагогики и методики начального образования. История факультета-это часть истории вуза, часть истории города. Подготовку студентов на факультете обеспечивают три специализированных кафедры: кафедра педагогики начального обучения (заведующая кандидат педагогических наук Л.П. Ильченко, одна из первых выпускниц факультета); кафедра методики начального обучения (заведующая доцент, кандидат педагогических наук Л.С.Сильченкова); кафедра естественно-научных дисциплин (заведующая кандидат биологических наук О.А.Ефиц); общефакультетские кафедры: иностранного языка, общественных наук, физического воспитания. Основная направленность деятельности факультета - подготовка учителей начальных классов, преимущественно для сельских школ и северных районов края - в изменившейся экономической и демографической ситуации потребовала расширения содержания подготовки, внедрения дополнительных специальностей, отражающих специфику работы учителя на селе: "Биология в основной школе", "Иностранный язык в начальных классах", "Педагогика по работе с детьми с отклонениями в развитии". С 1993 г. на факультете совместно с Енисейским педучилищем реализуется программа непрерывного образования. После трех лет обучения в училище студенты продолжают образование в Лесосибирском пединституте, приобретая дополнительные специализации "Математика в основной школе", "Русский язык и литература в основной школе", "Развивающее обучение по русскому языку в 1-5 классах по системе Эльконина-Давыдова". Факультет поддерживает тесные связи с Красноярским государственным университетом, научными центрами Сибири и Москвы, сотрудничает с органами образования и школами региона. В 1997 году контингент студентов на факультете ПиМНО 260 человек на дневном отделении, 83 - на заочном. Деканами факультета были доценты А.А.Емельяненко,Ю.В.Сенько,Г.С.Пьянкова, А.И.Денисов. А.И.Денисов окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт в 1967 году. Закончил аспирантуру при МГПИ им. В.ИЛенина. Защитил кандидатскую диссертацию "Проблемы методов обучения в теории и практике советской школы в 1917- 1 93 1 годах". Работал учителем, преподавателем Горно-Алтайского пединститута, заведующим кафедрой педагогики и психологии. С 1983 г. работает в Лесосибирском пединституте доцентом, проректором по учебной работе, деканом.
В спортивно-оздоровительной работе институт имеет положительную динамику. Виды спорта, в которых спортсмены добиваются успехов: гандбол, зимнее ориентирование, лыжные гонки, легкая атлетика, ритмическая гимнастика, силовое троеборье, баскетбол, туризм, самбо, военно-прикладное многоборье. Приумножали спортивную славу института на городских, региональных, Краевых, республиканских соревнованиях в это десятилетие студенты: О.Новак, О.Соколова, Е.Шевлякова, О.Горбунова, С.Туликова, Т.Власова, М.Разумова, Т.Белоусова, Н.Ультманова, Н.Мазова, М.Черемных, О.Зайцева, Л.Гарипова, О.Большакова, Л.Юшкова, С.Воронина, Е.Москвичева, Л.Крутских, О.Бакерина, О.Нерода, А.Гринцов, М.Черемных, Н.Крякова, О.Катющик, С.Кравченко, А.Пулькина, Н.Гепина, А.Арефьева, Н.Таскаев, И-Яковлева, О.Брестер, Р.Галеев, КЛукин, О.Низмутдинов, Левин. Наставники-тренеры этих спортсменов: В.В.Алябьев, ЕА.Степочкин, Н.И.Сапегина, В.А.Новиков, О.В.Пиягина, С.В.Лапшин, А.П.Будковская. По результатам опроса газеты "Вовремя" к 25-летию города в числе лучших преподавателей физкультуры названы В.В.Алябьев, ЕА.Степочкин, лучшими тренерами -В.И Дудин, Н.И.Сапегина. Традиционной стала эстафета "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны" на приз участника Парада Победы 1945г. П.Я.Гриба. В мае 1998 г. она проводилась в 20 раз. Петр Яковлевич с боями прошел фронтовой путь от Волги до Германии. За мужество и отвагу в боях с врагом боец-связист награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью "За отвагу" и многими другими медалями. Был участником Парада Победы на Красной площади в Москве. После войны П.Я.Гриб закончил Красноярский пединститут. С 1955 по 1977 гг. работал в Енисейском пединституте, где прошел путь от ассистента до доцента кафедры литературы, защитив кандидатскую диссертацию. Много лет был деканом факультета русского языка и литературы. П.Я.Гриба отличали исключительная скромность, порядочность, надежность.
В институте сложился целостный педагогический процесс, органически включающий в себя взаимосвязанные звенья: учебную, научную, внеучебную деятельность (общественно-полезный труд, культурно-просветительскую работу, спорт, художественное творчество, самодеятельность, досуг). Студенческое самоуправление решает многие вопросы, связанные с учебой, бытом, отдыхом студентов. Большое влияние на развитие самоуправления оказывает профсоюзная организация во главе с председателем студпрофкома В.И.Кутугиной. После окончания физико-математического факультета ЛГПИ в 1984 г. она работала учителем, организатором внеклассной и внешкольной работы. В 1991 г. избрана председателем студпрофкома и одновременно - ассистентом кафедры педагогики и психологии. Работает в этой должности до сих пор. Учебно-научно-методический комплекс включает в себя взаимосвязанные звенья "детский сад-институт", "школа-институт", "педучилище-институт", "институт усовершенствования учителей-главное управление образования края-пединститут-университет". Каковы основные линии взаимодействия звеньев "детский сад-институт", "школа-институт"? Более 30 преподавателей института работает в школах, гимназиях в качестве учителей и психологов. Это позволяет укреплять практические связи со школой, более продуктивно строить систему педагогических практик. Кроме того, в этих условиях адекватнее воспринимаются учителями положения теории воспитания, методики обучения, реализуемые непосредственно в условиях конкретной школы. Проводятся совместные научно-педагогические исследования, с результатами которых педагоги-практики принимают участие в научных конференциях и семинарах. Доцент Г.С.Пьянкова ведет научно-исследовательскую работу по диагностике возможностей детей в детских садах №6 и №4, в школах №1 и №15. Рекомендации на основе результатов исследования используются в практической работе воспитателей и учителей по адаптации детей на новых ступенях обучения. Опытно-экспериментальная работа по выявлению элементов одаренности учащихся Центра дополнительного образования и городской гимназии позволяет строить учебно-воспитательный процесс применительно к индивидуальным особенностям детей и развивать их способности. Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Т.Ю.Артюхова подобную работу проводит в детском саду №53, а также оказывает методическую помощь психологам, завучам, директорам школ Енисейского района. В базовой школе №1 Лесосибирска созданы кафедры, лаборатории, авторские мастерские, руководят которыми сотрудники института А.Н.Карпов, Г.С.Пьянкова, Е.В.Семенова, Т.А.Лузгина, О.А.Ефиц, Л.С.Чистякова. С 1995 г. началась совместная работа ЛПИ КрасГУ со школой №1 по созданию экспериментальной модели учебно-воспитательного комплекса "детский сад-школа-вуз". Большую работу на этапе "детский сад-школа" проводит кафедра дошкольного обучения и воспитания (при школе №1)-зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент Г.С.Пьянкова. Научная работа охватывает вопросы от диагностики готовности к обучению в школе детей 6 лет до требований к ребенку, посещающему школу. Старшие преподаватели В.А. Кирьянов и Н.Е Кирьянова работают практическими психологами в школах №9 и №11. В.А.Кирьянов в течение ряда лет ведет работу по повышению теоретического и практического уровня учителей г.Лесосибирска, Енисейска, Шарыпово, Красноярска-45. Старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения, кандидат психологических наук И.О.Гилева обеспечивает психологическое сопровождение программы "Личностно-ориентированное обучение на занятиях вариативной части базисного учебного плана" в школе №2, оказывает методическую помощь Енисейскому РОНО.
Преподаватели института руководят кружками учащихся, готовят и проводят вместе со школами предметные олимпиады. Так, в 1992 г. была проведена региональная олимпиада по русскому языку, в которой участвовали 170 школьников 5-11 классов школ Лесосибирска, Енисейска, Енисейского района, сел Абалакова, Подтесова, Потапово, Верхне-Пашино, Усть-Кеми, Чалбышево, Назимово, Шишмарева, Озерного, Н-Городка. Со своими питомцами приехали и учителя. 1 тур олимпиады проходил по школам. Они определили победителей и направили их на 2 тур. Организацию и проведение 2 тура взяла на себя кафедра русского языка (заведующая Лузгина Т.А.).
Формами профориентационной работы также являются: факультет довузовской подготовки (декан доцент А.Ф.Буршин), на котором обучается 21 учащийся школ Казачинского, Пировского, Енисейского районов; 5-месячные подготовительные очно-заочные курсы; государственное тестирование. Ускоренный курс обучения по специальности "Русский язык и литература" проходят по заочной форме обучения выпускники Канского и Ачинского колледжей. Зачисленные в институт выпускники экспериментальных групп обладают устойчивой положительной мотивацией на профессию, характеризуются активностью в учении, в жизни факультета.
С включением пединститута в состав Красноярского государственного университета в учебно-научно-педагогический комплекс добавилось важное звено, дающее выход за рамки Лесосибирского образовательного пространства. Открылись новые возможности обновления и совершенствования процесса подготовки учителей. Звено"институт-университет" не формальное присоединение вуза к вузу, не поглощение мощным университетом меньшего собрата, но органическое срастание двух организмов при достаточной автономии, содержательной и организационной самостоятельности института. Лесосибирский институт идет в подготовке учителя в оптимальном варианте: обеспечивает стандарты, предъявляемые к обучению, и одновременно формирует готовность к работе в данном образовательном пространстве. Университет как звено комплекса способствует решению этой двуединой задачи. Институт изучает и внедряет достижения университета в фундаментальной подготовке специалистов. В то же время такой подход позволяет избежать соблазна механического переноса всего университетского (учебные планы, программы, формы учебного процесса) на институтскую почву. Институт сохраняет педагогическую направленность, ориентацию на школу. Сотрудничество с университетом позволяет использовать в большей мере кадровый потенциал вузов. Ведущие педагоги КрасГУ ведут лекционные курсы, спецкурсы, проводят консультации, как в том, так и в другом вузах. На базе университета проходят повышение квалификации преподаватели ЛПИ, обучаются аспиранты.
В 1996 г. на базе кафедры иностранных языков открыта секция лингводидактики межвузовской лаборатории проблем педагогического образования при Иркутском государственном лингвистическом университете. В 1999 г. секция была преобразована в исследовательский центр "Формирование языковой личности в педагогическом вузе", руководитель зав. кафедрой иностранных языков доцент Е.В.Семенова. В Центре проводятся исследования в области межкультурной коммуникации, лингвориторики и лингводидактики. Результаты публикуются в ежегодном сборнике научных трудов "Проблемы педагогического образования". На базе Центра ведутся диссертационные исследования, готовятся к выпуску работы научно-методического характера. Институт связывают прочные научные контакты с вузами Москвы, Новосибирска, Кемерово, Красноярска, Барнаула, Иркутска. Ведущие ученые руководят аспирантами, соискателями, читают циклы лекций для студентов. В 1995 г. в институте проходил научно-методический семинар "Педагогика ненасилия". Руководили семинаром профессора В.А.Ситаров (Москва), В.Г.Моралов (Череповец). На базе пединститута в 1994 г. прошла Зональная олимпиада по педагогике, в которой приняли участие студенты пединститутов Красноярска, Читы, Абакана, Кызыла, Лесосибирска. Выход за пределы региона важен и в психологическом аспекте: преодолевается ощущение замкнутости, изолированности, периферийности. Учителя, вузовские педагоги, студенты все больше воспринимают себя равноправными субъектами целостной федеральной системы образования.
Институт оказывает существенную помощь коллегам в городе и регионе. Но развитие комплекса является одновременно и условием качественного роста самого вуза: неформальное сотрудничество позволяет вузовскому коллективу адекватно воспринимать образовательное окружающее поле с его проблемами, вносить коррективы в свою деятельность, определять перспективы развития. Высокая репутация вуза определяется его "продукцией" выпускниками, которые работают в школах края. Трудно перечислить всех педагогов, имеющих по четные звания, правительственные награды. Многие из них успешно руководят школами, органами образования. Среди выпускников, достигших немалых успехов в различных областях, стоит упомянуть победителей конкурса "Учитель года" города, края, региона: В.Г.Головкина, Т.И.Донзаленко, А.Ф.Саранова, С.В.Панюкову, Ю.М.Баженову, А.В.Темникова, А.Непомнящего; участника Олимпийских игр дзюдоиста Олега Мальцева; начальника Главного управления образования края В.П.Шишмарева; заведующих отделами и начальников управлений образования в городах и районах края Н.П.Рукосуеву, В.И.Макарова, Ю.Н.Руднева, А.И.Играева; депутата Законодательного Собрания края С.М.Андронову и многих других. Немало выпускников отмечено наградами и почетными званиями. Г.С.Острикова, Н.П.Рукосуева, О.В.Цымбал имеют звание "Заслуженный учитель России". Орденами "Трудовой славы" III степени награждены В.Г.Каргина, Д.П.Федорова, Н.И.Свиридова; орденом "Знак Почета" - В.П.Скобелева; медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" - Ю.А.Смоленцев; медалью "За трудовую доблесть" - А.Д.Куликова,Л.В.Баранова; медалью "За трудовое отличие" - О.В.Цымбал. Значком "Отличник просвещения РСФСР" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования" награждены учителя, окончившие пединститут: Г.М.Батура (Зраева), А.И.Белецкая, В.А.Батькин, Н.А.Батькин, Т.Д.Высотина, Т.И.Вагнер (Фомичева), Н.В.Годинова, Н.Ш.Галимзянова, Т.А.Гавриленко, П.И.Давыдов, Т.М.Давыдова, В.М.Добрицкая, Г.И.Золожук, В.А.Земляк, Т.М.Иванова, Е.Ф.Колпакова, В.И.Корнопелева, В.В.Квиткевич, Н.С.Курильчик, Э.И.Колотило, В.Г.Кокорева, В.Г.Кузнецова, З.Ф.Лупик, Н.И.Лытнева, В.М.Луговой, В.Г.Мельникова (Шеладонова), М.Н.Михайлова, Н.Н.Никитин, Р.Г.Оленева, Г.М.Прицепова, Г.К.Пирогова, Л.М.Почекутова, Л.Н.Роляк, В.Е.Рычкова, Ю.Ф.Редько, Н.П.Рукосуева, Н.В.Стельмах, С.В.Сандакова, Ю.А.Смоленцев, С.В.Сергеева, Н.Г.Секирова, Н.А.Старченко, Л.И.Сидоренко, В.С.Славская, Н.А.Савченко, М.М.Таранова, О.Г.Хлопова, В.П.Шишмарев, С.Г.Чупин.
Комиссия по государственной аттестации дала в 1996 г. положительную оценку деятельности вуза. В справке указывается: "За короткий период пединститут стал центром научной, педагогической и культурной жизни северного региона Красноярского края. Считать подготовку студентов по специальностям: "Математика", "Филология", "Психология", "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика начального образования" отвечающей требованиям образовательных стандартов высшего профессионального образования. Считать указанные выше специальности аттестованными на 5 лет. Признать Лесосибирский педагогический институт Красноярского государственного университета аттестованным на 5 лет".